Оценка автомобиля — от 2000 руб.
Независимая техническая экспертиза ТС после ДТП — от 3 000 руб.

Оценка строительной техники

Когда ущерб не прост, как кажется

Оценка строительной техники необходима для внесения ее стоимости в уставной капитал, для вывода из основных фондов, страхования, определения стоимости ущерба после ДТП. Последний пункт требует более подробного обсуждения.

В ДТП попадают не только легковые автомобили, но и строительная техника. Механические трудяги бьются на дорогах, и порой повреждения бывают значительными. Сами по себе запчасти, да и работы по восстановлению, стоят не дешево, притом, что юридические лица с их многочисленным автопарком сталкиваются с этой проблемой периодически, что нескажешь о частниках. Перед руководителями предприятий и хозяйствующими субъектами встает вопрос не только о восстановлении поврежденной техники, но и получении компенсации материального ущерба со страховых компаний по ОСАГО. Последние ожидаемо занижают суммы выплат, считая не по средним нормо-часам и ценам на запчасти, согласно законам, а по только им известным расценкам. Что касается строительной техники, то цены на запчасти здесь могут быть на порядок выше, чем для грузовых, легковых автомобилей и автобусов, и соответственно недоплата страховых компаний тоже возрастает. Также надо учитывать, что для предприятий, владеющих значительным количеством техники, такие ситуации возникают неоднократно.

Примером может послужить конфликт моегоклиента – одной столичной строительной фирмы, имеющей на балансе несколько десятков единиц строительной техники, – с  крупной страховой компанией. В результате аварии был поврежден экскаватор-погрузчик JCB 4CX, получивший удар в заднюю часть с повреждением ковша, гидроцилиндров, стрелы. После обращения в страховую компанию было выдано направление на осмотр в «независимую экспертизу». Был составлен акт осмотра, повреждения были сфотографированы. Все зафиксированные повреждения были указаны в акте. Осмотр строительной техники, в принципе, не отличается от осмотра легкового автомобиля, но желательно проводить его в ремонтных организациях, производивших ремонт соответствующей техники для разборкии получения дополнительной информации в процессе осмотра.  Эксперт, осматривающий экскаватор, обещал получение денег в течение месяца, по его словам уже можно было приступать к ремонту, не дожидаясь поступления страховых выплат. Также он предупредил о возможном дополнительном осмотре в случае выявления дополнительных повреждений приразборке и ремонте.

Вроде бы все правильно. После осмотра, не имея возможности провести ремонт самостоятельно, владелец экскаватора обратился в специализированную организацию. Там был составлен предварительный заказ-наряд и названа стоимость ремонта. По прошествии определенного времени на счет владельца техники поступила сумма от страховой компании, втрое меньшая, чем в упомянутом заказ-наряде. Можно было бы это списать на износ, если бы не тот факт, что на дату ДТП экскаватор проработал чуть больше года. На требование о выдаче акта о страховом случае страховая компания ответила отказом, заявив, что выдает его только по требованию суда.

Для решения подобных вопросов необходимо обращаться к соответствующим специалистам-оценщикам или экспертам-техникам. В нашем случае так и было сделано.

В процессе выбора независимой автоэкспертизы желательно знать уровень квалификации автооценщиков, опыт их работы со строительной техникой, стаж работы в данной области, цены на услуги независимой автоэкспертизы, сроки выполнения работ. Для расчета ущерба, причиненного строительной технике, опыт наиболее важен, поскольку приходится запрашивать техническую информацию завода-изготовителя или применять специальные справочники, которые не всегда оказываются под рукой, тогда как для оценки легковых и грузовых автомобилей, а также некоторых автобусов есть доступные программы: AudaPadWeb, Автобаза и т.д. Поэтому некоторые оценщики не очень охотно берутся за экспертизу строительной техники – им иногда легче посчитать несколько легковушек, чем браться за оценку, например, асфальтоукладчика с поврежденным спецоборудованием.

В нашем случае после проведения экспертизы и получения отчета владелец экскаватора написал досудебную претензию и, получив отрицательный ответ, подал иск в суд на страховую компанию. Не буду раскрывать все перипетии судебных разбирательств – это долго и неинтересно. Но после того как суд затребовал акт о страховом случае, включая расчет ущерба, и результат сравнили с экспертизой, заказанной владельцем, оказалось, что в расчете были допущены ошибки, в десять раз занижающие стоимость двух самых дорогих запчастей. Страховщики, испугавшись решимости владельца экскаватора, немедленно уступили и сослались на пресловутый человеческий фактор – их сотрудники якобы не заметили запятой, стоящей не на своем месте и едва так дорого не обошедшейся моему клиенту. В итоге суд вынес решение в пользу истца.

Это не единичный случай; у многих может сложиться впечатление, что это ему уже знакомо.

Также возникает ситуация, когда страховая компания выплачивает 120 000 рублей, а остальную сумму ущерба приходится получать с виновника ДТП, но расчет страховой компании занижен, и опять же без независимой экспертизы не обойтись.

Ситуация с выплатами автоущерба такова, что страховые компании выработали приемы уменьшения выплат по ущербу от ДТП и единственным действенным механизмом восстановления справедливости остается только суд. Но в суды, по статистике, обращаются приблизительно в 10% случаев, на что и рассчитывают страховщики. Поэтому не надо бояться, нужно действовать!